МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

«Игры с песком (песочная игротерапия) – их значение в поддержке психического здоровья».


Составила педагог-психолог: Перфилова Елена Михайловна

 

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности и активно самовыражаться.

Одной из актуальных проблем сегодня является изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В.В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний и умений. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания им своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития. Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К.Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для ребенка – кучка песка». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя и отдаляя Мир взрослого от Мира ребенка.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям.

Песочная игротерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

 

Цели и задачи работы

 

Цель: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством песочной игротерапии.

 

Задачи:

1. Изучать взгляды и рекомендации исследователей по проблеме песочной игротерапии.

2. Разнообразить способы песочной игротерапии и разработать систему занятий с детьми.

3. Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферы благополучия в детском саду.

4. наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данной проблемы.

 

Предметно-развивающая среда

Для проведения занятий с использованием песочной игротерапии необходимо соответствующее оборудование: мягкие подушечки для комфорта и снижения напряжения у детей, магнитофон и кассеты, диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка…).

Чтобы вместе с ребенком отправиться в увлекательное сказочное путешествие по Стране песочных игр, необходимы:

- водонепроницаемы деревянный ящик (песочница). Внутренняя поверхность, дно и борта можно окрасить в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта – небо;

- чистый просеянный песок, создающий в песочнице линию горизонта;

- коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.

На занятиях можно использовать игровые образы – куклы. Это Мышиный король, Песочная Буря, гномы – искатели сокровищ; жители пустыни: ящерицы, верблюды, змеи.

С целью погружения детей в атмосферу пустыни или песочного города можно использовать иллюстрации, картины, элементы одежды путников и путешественников.

Можно демонстрировать различные модели, например: «Несчастное дерево» - изображение сухого дерева без листьев. Модель дает представление о климате, о способах приспособления растений пустыни. «Волшебный кувшин эмоций» - если кувшин наполняется положительными эмоциями, они превращаются в воду – а это самое ценное в пустыни.

Дорога на занятии может привести детей к «Камину эмоций и размышлений». Возле него дети делятся своими ощущениями. Если возникшие эмоции имеют негативную окраску, педагог произносит заклинание, обращаясь к огню:

 

Огонь волшебный и могучий,

Развей над нами злые тучи!

Сердца детишек обогрей.

Заворожи нас поскорей!

Развитие мышления и воображения можно осуществлять при помощи схем и карт. Детям можно предложить схемы: «Оазис», «Мираж» и др., специально «состаренные» карты: карта затерянного города, карта поиска сокровищ, карта пустыни, карта морского побережья…

Для совершенствования восприятия детей можно использовать коробочки: «звуки пустыни», «камешки – проводники», «шуршащие песенки»…

Перед занятием для определения эмоционального самочувствия можно предложить макет «Цветик-семицветик», при помощи которого ребенок выражает свои ощущения цветом лепестков. Можно рядом с песочницей расстелить ткань, символизирующую песок, для того, чтобы дети выполняли характерные для горячего песка движения (прием на раскаленном песке).

Ребенок – экспериментатор и изобретатель. Дело педагога – предоставить в его распоряжение лабораторию, оборудование и ассистента (то есть себя, когда ему потребуется), ведь, как любому ученому, ребенку нужна независимость.

Методы и приемы песочной игротерапии:

1. Исследовательская, практическая деятельность

Работа с раздаточным материалом (совочками, формочками, пульверизаторами, кисточками). Экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2. Игровая деятельность

Обыгрывание ситуаций (ветер, ветер, ты могуч; знойное солнце, проливной дождь…). Инсценировка и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место…).

3. Словесные методы

Мини – беседа, доверительная беседа (наши чувства в пустыне, почему мне одиноко, как справиться с грустью). Диалог и рассказ педагога (что такое пустыня, кто здесь живет?). Фольклор и чтение произведений литературы (сказки, стихи).

4. Наглядные методы

Показ игрушек (жители пустыни, здания, сказочные персонажи…). Рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями (оказание помощи другу, создание водоема…). Моделирование (сооружение навесного моста, строительство дворца для Ветра).

Создание песочных композиций предполагает различные способы познания:

- сравнение по контрасту и подобию (холодная и теплая песчаные норки, Буря и легкий ветерок);

- исследовательская деятельность: потрогать, надавить, растереть, рассыпать песок, намочить (кафе «Вкусняшка», магазин сластей, испечем пироги, тропика в лесу);

- рассуждение (песок состоит из крупинок, вода из капелек, камень из кристаллов);

- анализ – синтез;

- обобщение и описание (ребенок с помощью речи передает характерные признаки объекта: камешки – холодные, твердые, ракушки – ребристые, тонкие).

Занятие организуются индивидуально и по подгруппам (не более шести детей).

 

КОСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие по развитию эмоциональной сферы

«Чудеса на песке»

(старшая и подготовительная группы)

Задачи:

- создание комфортного психологического микроклимата в группе, бодрого и радостного настроения у детей;

- развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук;

- воспитание умения понимать себя и других; формирование способности к рефлексии;

- закрепление основных видов эмоциональных состояний с группой детей.

Материал:

Песочница, миниатюрные фигурки, макеты домов, материал для строительства, пульверизаторы.

 Форма занятия:

Подгрупповая (8-10 человек).

 

Ход занятия

Педагог. Прежде чем начать наше занятие, мы должны поздороваться. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь самой доброй и приветливой улыбкой, бережно прикоснитесь своими ладонями друг к другу со словами: «Здравствуй, это я!»

(дети здороваются друг с другом и с педагогом.)

Педагог. Я приглашаю вас на прогулку в одну необычную страну. Страну, где у всех жителей грустное настроение.

(Дети рассаживаются полукругом перед педагогом около песочницы.)

Педагог. Положите руки ладонями вниз на песок и скажите мне, какое у вас сейчас настроение? А лучше – покажите его голосом.

Игра «Узнай настроение по голосу»

(Дети с  помощью мимики или произнесения отдельных звуков разной интонации выражают свое настроение.)

Педагог. Положите руки на песок. Что вы чувствуете? Приятно рукам или нет?

(Дети кладут руки на песок и рассказывают о своих ощущениях.)

Педагог. На что похож песок? Из чего он состоит? Что можно делать из песка? Нравится ли вам играть в песок?

(Ответы детей.)

Педагог. У жителей нашей страны нет друзей. Поэтому им очень грустно. Я предлагаю вам построить волшебную страну и вернуть радость и веселье.

(Педагог предлагает коробочки с игрушками, дети строят с их помощью дома, леса, поля, реки.)

Педагог. Ребята, посмотрите, здесь какие-то буквы! (на песке изображены элементы букв.) Кто-то стер их, чтобы мы не догадались, что здесь написано. Внимательно посмотрите и допишите недостающие элементы букв.

Тактильное упражнение «Письмена на песке»

(Пальцами дети дописывают буквы на песке, называют их. Читают слово «дружба».)

Педагог.  Как вы думаете, что такое дружба, кого можно назвать другом? Как стать другом?

(Ответы и рассуждения детей.)

Педагог. Посмотрите, здесь есть еще и следы. Я предлагаю грустные следы жителей заменить веселыми.

(Нечеткие следы дети заменяют на отпечатки своих ладоней.)

Голос. Спасите, помогите!

Педагог. Слышите, ребята, кто-то зовет на помощь! В нашу волшебную страну проникла злая колдунья! Эта колдунья заколдовала всю страну, засыпала песком. Ребята, что умеют делать песчинки?

(Ответы детей.)

Педагог. Ребята, вы знаете, что такое дюны?

(ответы детей.)

Педагог. Это скопление песка с меняющейся формой. Когда дует сильный ветер, дюна преображается. Предлагаю вам превратиться в дюны, а я стану ветром.

Подвижная игра «Ветер и дюны»

(Под музыку педагог с лентой в руке прикасается к детям. Тот, к кому он прикоснулся, меняет положение тела.)

Педагог. Давайте подумаем, чего может бояться Колдунья в пустыне?

(Размышления детей.)

Педагог. Правильно, воды. Сейчас я превращаю вас в повелителей дождя. В вашей власти оживить песчаную страну.

(Педагог раздает пульверизаторы, они смачивают песок водой.)

Педагог. И опять мы видим проделки Колдуньи. Ребята, видите – фигуры из песка, а рядом лежат формы. Подберите форму к каждой фигуре.

(Дети выполняют задание.)

Педагог. Замечательно вы справились» Пора приглашать жителей страны. Кто здесь живет? (Педагог предлагает детям коробочки с игрушками, дети выбирают жителей страны.) Не забывайте, что в стране есть лес, река, а в них – свои жители. (Дети распределяют игрушечных животных в зависимости от их мест обитания.) Как мы поступим с Колдуньей?

(Выбор детей, рассуждения.)

Педагог. А сейчас, ребята, опустите снова ручки в песок и скажите, понравилось ли вам сегодня играть?

(Ответы детей.)

Педагог. Какое у вас теперь настроение?

(Ответы детей.)

Педагог. У меня очень хорошее настроение и радостное. И я предлагаю вам построить большой дом дружбы.

(Дети строят большой дом на песке и украшают его.)

Педагог. Вот и закончилась наша игра. Остается только попрощаться.

( Дети делают пирамиду из кулачков, все вместе произносят «Всем, всем, до свидания!»)

  

Занятие по снятию тревожности

«Берег Больших черепах»

(старшая и подготовительная группа)

 

Задачи:

- снять эмоциональное и мышечное напряжение, снизить тревогу, неуверенность в себе;

- Развить навыки взаимодействия друг с другом, умение работать в коллективе, помогать друг другу, осознавать себя частью коллектива;

- расширить эмоциональный опыт при взаимодействии друг с другом, способствовать возникновению эмпатии, сопереживания.

Материал:

Песок, фигурки-игрушки, полотенца.

Форма занятия:

Подгрупповая (2-4 человека).

 

Ход занятия

Педагог. Я рада вас видеть, маленькие друзья.

(Дети садятся перед педагогом полукругом.)

Педагог. Итак, начинаем наше занятие. Представьте себе, что мы превратились в черепах… Наступила ночь. Черепашки спрятались под панцирь – втянули и опустили головки, прижали лапки к телу, закрыли глаза. (Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Сладко спят черепашки. Но вот на смену ночи пришло утро. Солнечные лучи заглянули к черепашкам и стали их будить. Черепашки медленно просыпаются. Вот они осторожно пошевелили  пальцами на лапках, открыли глазки, медленно-медленно приподняли головки, вытянули шеи и с любопытством посмотрели вокруг. (Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Пора вставать – они распрямили лапки. Привстали, потянулись, подняли лапки вверх. Эх, до чего же ласковое и теплое солнышко! С добрым утром, черепашки!

(Ребята улыбаются друг другу.)

Педагог. Ребята, неспроста я предложила вам стать маленькими черепашками. Сегодня мы отправимся в необычное морское путешествие. Как вы думаете, на чем мы будем путешествовать?

(Ответы и предположения детей.)

Педагог. Конечно, на корабле! А сейчас представьте себе. Что вы стоите на палубе корабля. Наш корабль сильно качает. Переносите вес тела поочередно то на правую, то на левую ногу. Вторую ногу при этом расслабьте.

(Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Педагог. Море богато различными чудесами, в том числе и фантастическими фигурами.

Игра-импровизация «Море волнуется раз…»

(Дети выполняют действия по инструкции педагога.)

Педагог.

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигура радости (грусти, страха, злости, удивления), замри!

Ребята, какие разные у вас получились фигуры. А сейчас я вижу остров, поплывем к нему. Для начала пройдите к нашей песочнице.

(Дети подходят к песочнице.)

Педагог. На далекой и неизвестной планете в давние-давние времена не было воды, а был только песок. И было там огромное-огромное море из песка. Сейчас я предлагаю вам превратиться в ветер и сделать на море волны.

(Дети с помощью ладоней создают на песке волны.)

Педагог. Песочные волны умели говорить и постоянно шептались друг с другом. Возьмите песок на ладони, попересыпайте его и представьте, как песок шепчет ваше имя. Произнесите его!

(Дети произносят свое имя приглушенно, пересыпая песок с ладони на ладонь.)

Педагог. В песочном мире стояла большая башня… Вот и вы постройте высокую старинную башню из песка. (Дети строят башню.) В башне никто не жил. Но вокруг нее постоянно ходили разные существа. (Дети выбирают «существа» из миниатюрных фигурок, располагают вокруг башни.) Выберите из них тех, кто вам не нравится, тех, кто неприятен. Объясните свой выбор.

(Рассуждения детей.)

Педагог. Песочный остров очень маленький, а ведь нашим знакомым нужно где-то жить. Я предлагаю помочь им подружиться. Для этого у меня есть морская ракушка. Ракушку передавайте друг другу по кругу, согревая ее в руках, и рассказывайте по очереди правила настоящей дружбы.

(Передавая ракушку друг другу, дети рассказывают, как нужно дружить.)

Педагог. Какие ценные и замечательные правила. А теперь всех жителей острова поселите в башню, каждого там, где ему будет удобно.

(Дети расселяют жителей.)

Педагог. А еще на остов приплывают отдыхать большие черепахи. Но им обязательно нужно уединенное, тихое место для отдыха. Возьмите фигурки, растения и создайте свой тихий уголок отдыха.

( Дети создают место отдыха, каждый свое.)

Педагог. Большие черепахи очень любят хвалить друг друга. Для того, чтобы хвалить, мы на песке нарисуем волшебные очки и будем примерять их, а вместе с примеркой говорить о себе хорошие слова.

( Дети рисуют очки, как будто примеряют их, хвалят сами себя.)

Педагог. Большие черепахи любят зарываться в теплый песок. Погрузите и вы ладонь в песок. (Дети закапывают ладони в песок.) Что вы чувствуете? Приятно вам или нет? (Ответы детей.) Что вам хочется изменить? Какое у вас настроение? Чувствуете ли страх? А теперь переверните ладони внешней стороной. Изменились ваши ощущения? А ваше настроение? (Ответы детей.)

Педагог. Нам пора возвращаться на корабль и плыть домой.

(Дети берутся за руки в форме «лодки», садятся на ковер. Передавая мяч, они делятся своими впечатлениями от занятия.)

  

Занятие по социально-эмоциональному развитию

«Вслед за радугой»

(старшая и подготовительная группа)

Задачи:

- активизировать социально-эмоциональный опыт детей путем расширения их представлений об окружающем мире;

- развивать детскую эмпатию и расширять «словарь эмоций» путем тактильных взаимодействий;

- обучать способам рефлексии, пластики и бесконфликтному решению проблемных ситуаций;

- способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.

Форма занятия:

Подгрупповая (8-12 человек).

Материал:

Плоскостное изображение гнома со сменным лицом (грусть, радость); листочек, покрытый песком; цветы с тактильными покрытиями; записи музыкального сопровождения; «следы Кляксы»; картинки для работы в парах; голубая лента; капельки; макет «Черные тучи»; запись грома; пульверизатор с темной водой; зонтики, черный плащ; трубки; емкости с водой; песочница; «киндер-сюрпризы»; шкатулка с цветным песком.

 

Ход занятия

(Звучит музыкальное сопровождение –«Вальс цветов».)

Педагог. Здравствуйте, милые ребятки, здравствуйте, гости долгожданные! Я приглашаю вас в царство Радуги.

Грустный плач. Ой, спасите, помогите!

Педагог. Ребята, как вы думаете, что случилось?

(Ответы детей.)

Педагог. Это плачет грустный гномик. Он поделился со мной своей бедой… В его сказочном песочном царстве побывала Черная Клякса и перекрасила радугу в черный цвет. Не будет в нем больше добра, тепла и света! А что случится без ярких красок, ребята?

(Ответы детей.)

Педагог. Я предлагаю помочь маленькому гномику и вернуть на небо разноцветную радугу. Нам покажет дорогу волшебный листочек. А как вы думаете, почему я назвала листочек волшебным?

Дети. Потому что он покрыт песком.

Педагог. А как вы догадались? Какой он на ощупь?

Дети. Листочек шершавый, он покрыт песчинками, колючий…

Педагог.

Ты лети, лети листочек,

Мимо елок, мимо кочек,

Покружи, покружи,

Нам тропинку покажи.

Мы пришли на цветочную поляну. Отгадайте, кто здесь хозяйка.

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса.

Значит к нам пришла …

Дети. Весна!

Педагог. Ребята, посмотрите, как постаралась хозяйка-Весна. Взгляните, чем она украсила весеннюю полянку? (На полу расположены изображения весенних цветов с различными тактильными покрытиями: соль, песок, рис, фольга, чай…)

Дети. Весенними цветами!

Педагог. Выберите себе любой цветок и расскажите о нем. Какой у тебя цветок? А у тебя? Почему твой цветок так называется, на что он похож?

1-й ребенок. Мать-и-мачеха – у нее одна сторона мягкая, пушистая, нежная, как мама, а другая сторона холодная, шершавая – как мачеха.

2-й ребенок. А у меня фиалка – ее цвет поход на цвет глаз.

3-й ребенок. Мой цветок – медуница, она яркая, нарядная, привлекает пчел, угощает сладким соком.

4-й ребенок. У меня – прострел – колючий, смелый: первый появляется, как «выстреливает» из-под земли.

Педагог. Какие ощущения возникают, если погладить твой цветок?

(Ответы детей. Затем педагог включает запись.)

Педагог. Ребята, я предлагаю вам превратиться в весенние цветы.

Психоэтюд «Первые цветы»

(Педагог под музыку произносит строки, дети с помощью пластических движений выполняют действия.)

Наши первые цветки                                  Руки перед грудью, ладонь прижата к ладони,

Распускают лепестки                                  Поднимаем вверх, раскрывает руки.

Ветерок чуть дышит,                                  Медленно раскачиваемся из стороны в 

Лепестки колышет.                                      Сторону.

Наши нежные цветки                                  Ладони рук над головой соединяются,

Закрывают лепестки,                                   опускаются к груди.

Головой кивают,                                          Киваем головками, закрываем глаза,

Тихо засыпают.                                            Голову кладем на ладони.

 

Педагог. Ребята, просыпайтесь, это Черная Клякса навеяла сон, чтобы помешать нам попасть в песочную страну. Посмотрите, что это, как вы думаете? (Педагог показывает на следы Кляксы на полу.) Это следы Черной Кляксы. Возьмитесь за руки, пойдемте по ним. Может под ними спрятаны краски радуги? (Дети и педагог смотрят на картинки с обратной стороны клякс.)

Педагог. Что вы видите?

Дети. Здесь нарисованы разные картинки.

Педагог. Я предлагаю вам оживить эти картинки. Придумайте и покажите вдвоем нарисованный сюжет, а мы будем отгадывать.

Пантомима «Живые картинки»

(Дети делятся на пары и с помощью жестов, мимики показывают содержание картинок: цветок и пчела, солнышко и дождик, ветер и дерево…)

Педагог. Какие у вас волшебные картинки получились! Но краски мы так и не нашли. Где наш волшебный листок?...

(Педагог достает тактильный листок, обращается к нему.)

Ты лети, лети, листочек,

Мимо елок, мимо кочек,

Покружи, покружи,

Нам тропинку покажи!...

(Дети кружатся вместе с листком, подходят к ручью – голубой ленте, расположенной на полу.)

Педагог. Привел листочек нас к лесному ручейку. Прислушайтесь, дети… Тишина… Ручей не журчит, не поет. Наверное Черная Клякса и здесь побывала. Попробуем оживить ручеек?

Имитационная игра «Песенка ручья»

Педагог. Возьмите цветные трубочки и изобразите песенку ручья.

(Дети подходят к столам. На столах расположены небольшие емкости с водой. Дети с помощью цветных трубочек имитируют песенку ручейка.)

Педагог. Ребята, какими еще словами можно описать песенку ручья?

Дети. Озорной, задорный, шумный, игривый, журчащий, быстрый…

Педагог. Дети, о чем мы хотели спросить ручей?

Дети. Ручей, ручей, где краски радуги?

Ручей (аудиозапись). Я не знаю. Может быть, мои капельки вам подскажут. Возьмите их и помогите подняться высоко в небо. Возможно там вы и найдете разноцветную радугу.

(Дети наклеивают на рисунок неба капельки. Раздается запись грохота грома. Педагог накидывает на себя темную накидку, «превращается в Злую Кляксу».)

Клякса. Ха-ха-ха! Здесь не радуга, а мои черные тучи.

Весь мир покрою темнотой,

Вас черной оболью водой!

(Брызгает из пульверизатора с подкрашенной темной водой, дети убегают, закрываясь яркими зонтиками.)

Клякса. Ой, боюсь, боюсь ярких цветов. Убегаю, убегаю!

(Педагог снимает темную накидку.)

Педагог. Где же нам найти краски радуги? Возьмите листок!

(Дети вместе обращаются к листку со словами.)

Ты лети, лети, листочек,

Мимо елок, мимо кочек,

Покружи, покружи,

Нам тропинку покажи.

( на пол ставится корзина с разноцветными трубками.)

Педагог. Ребята, посмотрите, это волшебные трубки. Они могут показывать деревья, птиц, зверей. Посмотрите, может, вы тоже что-то увидите?

(Дети смотрят в трубки и рассказывают об увиденном.)

Педагог. Ребята, я вижу песочное озеро. Что-то спрятала в нем Черная Клякса. Попробуйте это найти.

( дети вместе с педагогом подходят к песочнице, в которой спрятаны футляры от «киндер-сюрпризов».)

Педагог. Дети, откройте футлярчики и посмотрите, что в них.

(Дети открывают футляры.)

Педагог. Смотрите, это план места, где спрятана шкатулка с красками!

(Дети изучают план и находят шкатулку с красками.)

Педагог. Посмотрите внимательно и назовите цвета. Черная Клякса забрала несколько полосок и радуга не получится… Каких красок не хватает? Что мы можем сделать?

Дети. Давайте попробуем раскрасить радугу.

(Дети украшают дуги радуги цветным песком.)

Педагог. Какая чудесная радуга у вас получилась! Посмотрите на гномика, что изменилось?

Дети. Гном изменился. Его настроение было грустным, а стало веселым.

Педагог. Он улыбается, стал веселым, нарядным. Как вы думаете, почему?

(Ответы детей.)

Педагог. Ребята, вы помогли спасти сказочный песочный мир. Он стал светлым, ярким и солнечным. На небе теперь всегда светит яркое солнышко, в лесу поют веселые цветные птицы, звенят быстрые ручьи.

( Педагог раздает детям коробочки с миниатюрными игрушками. Дети создают с их помощью сказочную страну.)

Педагог. Вы были дружными, активными, преодолели все препятствия. Скажите, что было самым трудным. Что самым страшным, а что самым радостным в дороге?

(Педагог предлагает детям положить ладонь на песок и поделиться впечатлениями. Дети выполняют задание.)

 

                                                           Занятие по формированию нравственных представлений

«Встреча с Мышиным королем»

(старшая и подготовительная группа)

Задачи:

- продолжить знакомство с нравственными категориями: добро, зло, дружба; формировать умение действовать в соответствии с ними;

- закреплять умение выражать свои чувства в словесной форме;

- развивать творческие способности детей, воображение, речь в процессе обращения к своим чувствам, ощущениям;

- воспитывать умение работать в коллективе.

Материал:

Песочница; фигурка Мышиного короля; буквы, составляющие слова: море, река, небо, лес, поле; кисти, совочки, трубочки, перья; миниатюрные игрушечные дома, деревья, замки, башни.

Форма занятия:

Подгрупповая (6-8 человек).

 

Ход занятия

(Дети сидят около педагога на ковре.)

Педагог. Здравствуйте, милые ребятки. Вы любите сказки? Вот послушайте…Жили-были буквы, каждая в своем домике. Они и радовались, и вздыхали, и шептались, произнося свое имя. У кого-то голос был звонкий и имя звонкое, у кого-то глухой голос и имя глухо произносилось, у другого голос шипел и имя шипело, а у третьего голос дрожал и имя дрожало. Произнесите и вы свои имена по-разному.

(Дети произносят свои имена в соответствии с инструкцией педагога.)

Педагог. Все буквы были очень разные. И все вроде бы было хорошо, но вот беда – каждый слушал только себя.

(Все участники одновременно произносят свои имена.)

Педагог. Каждый видел только себя.

(Дети рассматривают себя.)

Педагог. Ничего общего у них не было. Ни дорог, ни прекрасных садов, ни голубых озер. И даже солнышко не спешило заглядывать в эту страну песка. Как вы думаете, почему?

(Ответы и размышления детей.)

Педагог. И жилось бы в песочной стране скучно и грустно, если бы не случилось вот что…

Однажды темной-темной ночью, когда все дети спали, в страну прокрался сам Король Мышей и выкрал у детей все-все буквы! Что же делать? Ведь теперь дети никогда не научатся ни читать, ни писать!

Для того, чтобы найти Короля, нужно сначала построить пещеру. Из чего будем строить, что нужно для строительства? Какая будет пещера?

(Индивидуальное обращение педагога к детям, строительство пещеры. Появляется фигурка Короля мышей.)

Король. Прежде чем откапывать буквы, вы должны рассказать мне, что вы чувствуете, когда кладете ладони на песок!

Педагог. Ребята, расскажите злому Королю о ваших чувствах.

(Дети кладут ладони на песок и делятся с Мышиным Королем своими ощущениями.)

Педагог. Дети, как вы думаете, почему Король стал злым? Как помочь злому человеку? Легко ли дружить со злыми людьми?

(Ответы и рассуждения детей.)

Игра «Веселые буквы»

Педагог. Я предлагаю идти дальше, ведь нас ждут потерянные буквы. Давайте построим из песка город букв. Для этого нужно разделиться на пары, и потом пускай каждый из вас вылепит из песка первую букву имени своего товарища.

(Дети, разбившись парами, из песка изго… Продолжение »

© mdoubelochka

Сделать бесплатный сайт с uCoz